кафе
дизайн интерьера
спец. предложения
новости
оборудование
наши услуги
контакты
партнеры
наши вакансии
Тел: +7 (495) 901-9960
 
  • Мы можем Вам помочь
  • Начинающим клубостроителям
  • Начинающим рестораторам
  • Открываем казино, игорный зал
  • Проектирование Боулинга
  • Примеры бизнес-планов
  • Свето-звуковые инсталяции
  • Консультации
  • DJ, Dancers, Музыканты
  •  
    бар

        

    Социометрия, или с кем бы вы хотели работать вместе, а с кем нет?

    Цель

    Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
    а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
    в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
    Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

    Материалы
    Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

    Порядок исследования
    Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

    Примерный текст инструкции
    При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов.
    Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
    После этого следует начать непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать в опросный лист фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопить, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

    Возможны три основных способа выбора:
    а) число выборов ограничивается 3-5;
    б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
    в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
    Пример обследования группы с помощью первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию:


    Бланк социометрического опроса
    Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
    Группа (класс, отдел) _________________________________________________________
    Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.
    1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться
    (работать) в новом коллективе?
    А)___________________________________________________________________________
    Б)___________________________________________________________________________
    2. Кого бы из группы вы пригласили на свой день рождения?
    А)___________________________________________________________________________
    Б)___________________________________________________________________________
    3. С кем из своей группы вы пошли бы в многодневный туристический поход?
    А)___________________________________________________________________________
    Б)___________________________________________________________________________

    Обработка данных и интерпретация результатов

    1. Составление социоматрицы


    Тот, кого выбирают

    № п/п

     

    Ф.И.О. того, кто выбирает

     

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    6

     

    7

     

    8

     

    9

     

    10

     

    11

     

    Итого

     

    1

    Ив...ва

    X

    2

     

     

     

    1

     

     

    0,5

     

     

    33

    2

    Ив. ..в

    2

    X

    0,5

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    С.. .в

     

    1

    X

     

     

    0,5

     

     

     

    2

     

     

    4

    Г...ва

     

     

     

    X

     

     

    1

     

    2

    0,5

     

     

    5

    З...на

     

     

    2

    1

    X

     

     

     

     

     

    0,5

     

    6

    Л...Н

    1

     

    0,5

     

     

    X

    2

     

     

     

     

     

    7

    К... на

     

     

     

    2

    1

     

    X

     

    0,5

     

     

     

    8

    Ж...Н

     

     

     

    2

     

     

    0,5

    X

     

     

    1

     

    9

    Р. ..ва

    1

     

    0,5

     

     

     

    2

     

    X

     

     

     

    10

    Д...В

     

    2

     

     

     

     

    1

     

     

    X

    0,5

     

    11

    Т... на

     

     

     

    2

     

    1

     

     

    0,5

     

    X

     

    Число выборов

    3

    3

    4

    5

    1

    3

    5

    0

    4

    2

    3

     

    Число баллов

    4

    5

    3,5

    6

    2

    2,5

    6,5

    0

    3,5

    2,5

    2

    37,5

    По данным опросных листов составляется социометрическая таблица, в которую вносятся результаты. Подсчитывается число выборов для каждого участника группы, равное полученному итогу в каждом столбце матрицы. За каждый первый выбор (первое место) присваивается 2 балла, за каждый второй выбор (второе место) присваивается 1 балл. За каждый последующий выбор - 0,5 балла. Полученные баллы суммируются в итоговой строке: число баллов.

    Определяется индекс групповой сплоченности: С = Nв/ [N(N - 1)],
    где С - групповая сплоченность; N - число взаимных выборов в группе; N - число участников группы; N - 1 - общее возможное число взаимных выборов в группе.
    С = 33/[11х10] = 0,3.
    Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7.

    2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - "мишени". Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

    I. Внутренний круг - это так называемая зона звезд, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное число выборов.
    II. Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие число выборов ниже среднего показателя.
    III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие число выборов ниже среднего показателя.
    IV. Четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка. Опрашиваемые мужчины обозначаются треугольником, а женщины кружком. Взаимные выборы обозначаются стрелками (если взаимность не полная, стрелка направлена в одну сторону).

    тест

    Методика разработана
    Дж. Морено.
    В настоящее время
    имеет много модификаций.



    CLUB design project by APG

    Online консультации: ICQ 124675570
    © 2005 Art People Group. Все права защищены. +7(495) 771-1636
    hosting by Peterhost.ru
    дизайн  l  промо  l  новости  l  оборудованиессылки
    контакты
     l  партнеры  l  наши услуги

    Art People Group     Rambler's Top100   Яндекс цитирования   liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня   Рейтинг ПИР.ru   KMindex
    art people group
    Hosted by uCoz